Ожидавшееся ещё с весны прошлого года и, наконец, принятое многострадальное Постановление Правительства № 43 от 29.01.2019, по так называемой модернизации тепловой генерации, де-юре закрепило окончательную деградацию рыночных процессов в российской электроэнергетике – запустило своего рода антирынок, о котором мы говорили здесь не раз. То, что мы увидели в Постановлении и вкратце неплохо изложено здесь, ожидалось, не раз обсуждалось, ничего нового там мы не обнаружили – самый жесткий антирыночный сценарий, плохо читаемый документ с кросс ссылками на самого себя, на будущие пункты, запутанный, местами кажется намеренно, с множеством формул, числовых показателей, корректировочных коэффициентов, при помощи которых авторы попытались все это занаукообразить, придать, как у нас любят, внешне приличный, хотя и абсолютно фальшивый рыночный вид.
На самом деле это, наверное, была не очень простая задача – описать детально до самых мелочей процесс отбора разнообразных мощностей электростанций возрастом 40+ для участия в антирыночном финансировании их восстановительного капитального ремонта через конкурс по приведенной расчетной одноставочной цене. Помимо прочего, это предполагает учет множества прогнозных факторов, причем на горизонтах, когда эти прогнозы мало отличаются от гаданий. Нужно было описать процесс, с одной стороны, подменяющий объективную логику и игнорирующий экономические законы рынка, упрощающий и не учитывающий важнейшие свойства и подлинную ценность тех или иных объектов генерации в энергосистеме, а с другой, пытающийся как-то имитировать наличие этого самого рынка, хотя и в таком, оригинальном, мягко говоря, виде. Эту трудная во всех отношениях, но важная в существующих реалиях миссия, похоже, была возложена на наш самый странный сегодня орган управления в отрасли – Совет рынка. Как мы помним, в ходе обсуждений вначале он был вроде бы совсем против ДПМ в качестве инструмента обновления генмощностей, затем попытался вдохнуть в этот процесс какой-то минимальный рыночный смысл, предлагая двухступенчатые КОМы, потом вместе с Минэкономики безуспешно поборолся за уровни доходности так называемых «инвестиций» в эти капремонты, но в конце концов согласовал всё в том виде, в котором мы сегодня всё это читаем. Классика современного управленческого подхода – здесь и сейчас.
Безусловно, это непросто, это вызывает приступы когнитивного диссонанса, содержащегося сегодня и в самом названии Совета рынка, и закономерно, что такой приступ можно было наблюдать и в недавнем выступлении одного из либералов в его руководстве –Олега Баркина на Гайдаровском форуме в РАНХиГС. С одной стороны, …и с другой – послушайте, это любопытно (с 30:50). Олег Баркин не верит в то, что «модернизация» не выйдет по стоимости за рамки инфляции, и она очень зависит от вводных, заложенных в расчеты, более того, он считает, что на горизонте 15 лет нужны совсем другие решения и меры, поскольку мир будет совсем другим. Но всё это в Совете рынка мы согласовали, потому что ничего другого у нас так, к сожалению, и не создали (кто???), те ограничения, с которыми мы имеем дело – перекрестка, цены на газ, отсутствие рынка на рознице и т.д. и т.п. не позволяют.
Еще более мрачно, возможно потому, что более коротко и четко, высказался представитель Минэкономразвития Дмитрий Вахруков (с 9:30) – у нас холодно и потому очень важно тепло, (и не только у нас, между прочим), а потому мы, мол, обречены на то, что есть – держаться будем за синицу в руках, ремонтируя задорого ТЭС 70-летнего дизайна. Перекрестка – будем снижать к 2030 году (собирались изначально с 1998 года с середине нулевых, потом где-то к 2013-14 году). Но к 2030 – это вряд ли. Потому что тогда, когда он это говорил, он еще, видимо, не знал, что «вопрос снят с повестки дня». "По инфляции" – еще один ограничитель, причем "новый и неожиданный". Прироста потребления не ожидаем, а в целом "будем двигаться вперед", хотя и не спеша, "без технологического рывка".
Но окончательный диагноз все же поставили не Баркин, и не Вахруков. Его в очень концентрированном выступлении озвучил Юрий Мельников (с17:35) из Центра энергетики Московской школы управления Сколково. Посмотрите и послушайте – оно того стоит. Сравнил контексты – под тем, что мы называем модернизацией энергетики, в мире, оказывается, имеют в виду совсем другое. В нашем же случае речь идет скорее о деградации в отрасли, которую Юрий тактично обозвал закреплением технологического отставания…
Да, ДПМ-2, этот КОММОД, как его уже официально величают в прессе, это даже не ДПМ-1, который был во многом неизбежен, и худо-бедно принес в страну технологии, которых у нас раньше не было, повысив эффективность отрасли в целом. Этот же устаревший, несмотря на наведенный лоск, громоздкий неповоротливый "комод" сегодня буквально впихивают в нашу действительность, в наше отраслевое экономическое пространство как некую надежную альтернативу технологичному и удобному, но "непроверенному" open space, вместо всех этих инноваций и переходов, о которых жужжит окружающее медийное пространство и в которые погружается загороженный от нас комодом энергомир за окном со всеми его перспективами 21 века. Это не про нас и не для нас. У нас КОММОД.
Ну что ж, время всех рассудит. А пока, помимо прочего, этим "комодом" дан окончательный старт развалу нашей священной для многих сущности – такой любимой нашими традиционалистами и все более дорогой для экономики единой энергосистемы страны. Антирынок рождает рынок, другой, во многом оппортунистический, не такой, как хотелось бы, но это неизбежный процесс, по крайней мере до тех пор, пока само понятие рынок в электроэнергетике не будет официально запрещено и предано анафеме. Что тоже невозможно – перереформировать электроэнергетику "обратно" нельзя – это явление из тех, которые невозможно повернуть вспять, и даже не потому, что этим занимался Чубайс, как-то в одном из интервью заявивший, что ему интересны только такие "граничные" проекты – с точкой невозврата.
Это всё про это, и это надо помнить всем, кто имел отношение к двухлетней дискуссии о том, что делать на этой важнейшей развилке отрасли, и в особенности тем кто принимал финальные решения по её итогам. Ни энергетика, ни страна вас не забудут, не сомневайтесь.